Верстка

 

На сегодняшний день лидеры среди программ верстки — Adobe PageMaker и QuarkXPress.
Для верстки длинных сложноструктурированных документов удобнее применять Adobe FrameMaker.

QuarkXPress

На Маках QuarkXPress — промышленный стандарт, более добавить нечего. При выборе программы верстки на PC следует исходить из характера публикации. QuarkXPress в паре с Unispell — единственное средство для некоторой автоматизации работы с русскими текстами по русским же правилам типографики: проверки грамматики и типографского соответствия пунктуации, обеспечения неразрывности при верстке сокращений типа «и т. д.», сочетаний «сокращение–цифра» и «цифры»–«буквы», сокращений с дефисом, узких пробелов между инициалами, борьбы с короткими предлогами в конце строки. К недостаткам следует отнести слабые (по современным меркам, патриарх как-никак) возможности по позиционированию и выравниванию объектов, отсутствие горячих клавиш для многих часто используемых функций.

Последние рабочие версии на PC — QXP 3.32 r 3 и 4.04.
В QXP 4 появилось множество новых функций, среди важнейших: использование для обтравки в TIFF альфа-каналов, коррекция пути Clipping Path непосредственно в QuarkXPress, возможность при выводе задавать Overprint для черного в EPS (без дополнительного расширения). Но он не работает с XTensions к QXP 3.32, которые во многом и делают QuarkXPress промышленным стандартом, и нужно подождать, пока не выйдут адаптированные под него необходимые расширения.
Мое личное мнение — в 4 версии страшно усложнилась навигация по документу: для увеличения участка изображения, вместо родного щелчка правой кнопкой мышки, теперь нужно использовать комбинацию из лупы и меню или Ctrl-[0,1], что при верстке отнимает времени на несколько порядков больше. Одно только это нововведение могло бы заставить меня не торопиться с переходом на новую версию.

Некоторые рекомендации:

Если необходимо использовать начертание Bold или Italic — убедитесь, что у Вас установлены данные шрифты (например, гарнитура Times должна включать отдельные шрифты Times Bold и Times Italic). Если это не так и Вы попытаетесь изменить начертание с помощью управляющей палитры (программа никаких предупреждений не выдает), то все будет прекрасно выглядеть на экране и даже распечатываться на принтере, но на фотонаборе, в лучшем случае, выведется шрифт с исходным начертанием.

Дешевле никогда не применять к тексту эффекты Outline и Shadow.

Нельзя использовать одновременно шрифты, заключенные в FontCore, например Arial CE и Arial Cyr — они представляют собой разные кодовые таблицы одного и того же шрифта, которые QuarkXPress не различает, и при выводе один шрифт будет подменен на другой.

Для текста с эффектом Outline и Shadow не выполняется трэппинг, в данном случае его лучше сделать вручную через EPS.

Для изображений используйте EPS, желательно в формате Binary, неплохо использовать DCS — этот формат разрабатывался специально для QuarkXPress; при использовании TIFF бокс не должен быть прозрачным или повернутым.

Изображения по размеру должны быть немного (на 0,1–0,2 мм) больше, чем бокс, в противном случае могут появиться тонкие просветы по краям.

Обязательно проверяйте, чтобы у всех цветов был включен флаг «Process», если они, конечно, не печатаются отдельным прогоном. Удаляйте неиспользуемые цвета.

В принесенной на вывод работе все связанные файлы должны быть в одной директории с публикацией. Наиболее удобно собрать все файлы вместе, выполнив Collect For Output. Нелишне напомнить, что для этого используемые файлы не должны иметь одинаковых имен.

Не стоит стремиться устанавливать в систему все найденные на пиратских CD-ROM Xtensions — в сервисных бюро используются только проверенные лицензионные продукты, а при отсутствии у них соответствующего расширения Ваш файл может просто не открыться.

Установки, которые следует сделать «по умолчанию»
(необходимо, чтобы при этом были закрыты все документы):

Параметры управления переносами (Edit/H&J). Установите максимальное число следующих друг за другом переносов (hyphens in a row) равным 3. Параметры растяжения (justification space) — 85, 95, 105%.

В стиле Normal измените трекинг на -2 или -3. Значение по умолчанию, равное нулю, приводит к слишком рыхлому набору.

Удалите цвета Red, Green и Blue из таблицы цветов (Edit/Colors).

Adobe PageMaker

Для верстки на PC наиболее часто применяется Adobe PageMaker. К его достоинствам следует отнести интегрированность с другими продуктами Adobe — Illustrator и PhotoShop. В последней версии — PM 6.52 — остались еще некоторые ошибки, среди основных — невозможность гарантированного спуска полос при наличии объектов на Master Pages. Для объемной или срочной работы лучше пока использовать PM 6.01.

Некоторые рекомендации:

Перед началом работы с PageMaker необходимо задать целевой принтер (фотонаборный автомат, на котором в итоге будут выводиться пленки) и разрешение вывода, которое используется, в том числе, и в качестве сетки, по которой отсчитываются координаты и размеры объектов, поэтому при его изменении в уже готовой работе может «уехать» верстка. Уточните эти данные в Вашем сервисном бюро. Если нет соответствующего драйвера, в принципе можно задать любой другой PostScript принтер, но обязательно с нужным разрешением. Более никогда их не меняйте!

Можно использовать только один векторный формат — EPS, лучше всего, если он сгенерирован во FreeHand или Illustrator. Обратите внимание — цвета и трэппинг (в частности overprint для black) должны быть заданы в самом EPS!

Растровые изображения лучше помещать как TIFF — этот формат разрабатывался фирмой-создателем PageMaker.

Желательно, чтобы в одной строке не было большой разницы в кегле, иначе при выводе текст может «осыпаться».

Если необходимо, чтобы у фрэйма не было обводки, ее нужно окрасить в CMYK 0-0-0-0 и задать ей Overprint. Если же просто установить None, то результатом обычно будет серый четырехцветный прямоугольник, проявляющийся только при выводе на пленку. Возможно, здесь вина не столько PageMaker, сколько драйвера печати или даже RIP, но, раз место падения известно, стоит подстелить немного соломки.

Так же, как и в QuarkXPress, если необходимо использовать начертания Bold или Italic — убедитесь, что у Вас установлены соответствующие шрифты, поскольку при их отсутствии никаких предупреждений программа не выдает, и если Вы попытаетесь изменить начертание с помощью управляющей палитры, то все будет прекрасно выглядеть на экране, изредка распечатается на принтере, но на фотонабор, опять таки, в лучшем случае будет выведен шрифт с исходным начертанием.

Внешние рамки в TBL, прекрасно видимые на мониторе, не обязаны выводиться на ФНА в силу особенностей представления данных в PageMaker.
При цветной печати TBL 2.5 можно использовать только следующим образом: из TableEditor экспортировать графику как WMF, WMF втянуть, например, в Corel Draw, все цвета перевести из RGB в CMYK, задать Overprint для черного цвета, полученное изображение экспортировать в EPS и поместить в PageMaker через Place. Такова суровая правда жизни. TableEditor 3.0, поставляемый с PageMaker 6.5, позволяет экспортировать графику как EPS, но при этом возникают проблемы со шрифтами, поэтому лучше повторить приведенные выше операции.
Наиболее действенный способ борьбы со Adobe Table (предполагается, что все операции совершаются на одном компьютере во избежание проблем с шрифтами и OLE:
1. таблица делается в Adobe Table и вставляется в документ PageMaker;
2. из PageMaker таблица через Clipboard вставляется в Corel Draw 8.433;
3. из Corel Draw 8.433 таблица сохраняется через Save As как Adobe Illustrator [6, 7], текст в кривых, версия для Macintosh (почему-то работает корректнее, чем версия PC, хоть и отличается от последней только символом перевода строки);
4. в Adobe Illustrator через Edit / Select  Same [Fill, Stroke] color перекрашиваются цвета RGB в CMYK, после чего документ сохраняется как EPS;
5. EPS вставляется в PageMaker через Place;
6. Adobe Table — позорное пятно на светлом облике фирмы, создавшей PhotoShop!!!

Через Clipboard можно вставлять только текст. Все объекты следует помещать из файлов через Place, копию в публикации не хранить. Все связанные файлы должны быть в одной директории с публикацией. Наиболее удобно собрать все файлы вместе, выполнив SaveAs в новую директорию, включив опцию All Linked Files. В PageMaker 6.5 появилась функция Save for Service Provider, которая позволяет собрать вместе все связанные файлы и, самое важное, все использованные в публикации шрифты.

Adobe FrameMaker

FrameMaker один из лучших инструментов для верстки длинных и сложно организованных публикаций: часто обновляемых индексированных документов, технических описаний, документации к програмному обеспечению, содержащих множество сносок, индексов, диаграмм, формул и таблиц. Программа автоматически нумерует таблицы, создает указатели и оглавления, поддерживает перекрестные и гипертекстовые ссылки, позволяет привязывать графику к тексту. FrameMaker позволяет разбить документ на главы, затем собрать главы в книгу, после чего автоматически обновляются номера страниц и ссылки.

Кроме полиграфического применения, FrameMaker 5.5 удобно применять при создании электронных публикаций — через Save As можно сохранить работу в PDF или HTML. При экспорте в HTML один документ можно сохранить в несколько связанных файлов, с автоматическим обновлением ссылок. При экспорте в PDF перекрестные ссылки становятся гипертекстовыми ссылками PDF, а знаки параграфа — закладками.

FrameMaker 5.5 позволяет импортировать текст и графику из множества программ, и при изменении внешнего документа исправления автоматически появляются в FrameMaker. Но для редактирования такого документа во FrameMaker необходимо разорвать связь, после чего автоматическое обновление станет невозможным.

Для более-менее корректной работы с русским языком необходимо использовать FrameMaker 5.5.6. Для русского языка нет переносов, тезауруса, проверки правописания, поэтому верстать желательно уже выправленный текст с расставленными мягкими переносами.

Основные правила верстки.

Словарь упоминающихся в тексте полиграфических терминов

Абзацный отступ Отступ в начале первой строки некоторого блока текста.
Выключка Размещение строки текста относительно вертикальных границ полосы путем равномерного изменения величины пробелов между словами. Бывает выключка в левый край, в правый край, по центру, по формату и полная.
Интерлиньяж Межстрочное расстояние.
Квадрат Типометрическая единица длины, равная 48 пунктам или 18 мм.
Кегль Размер шрифта, т. е. высота буквы с над- и подстрочными элементами (заплечиками) (напр. у букв "б", "р"). Выражается в пунктах.
Кегельная см. Круглая шпация
Круглая шпация (кегельная). Характеризует горизонтальный размер шрифта. Промежуток, равный кеглю.
Обратный абзацный отступ Отступ в начале каждой строки, кроме первой, в некотором блоке текста.
Полукегельная см. Полукруглая шпация.
Полукруглая шпация (полукегельная). Промежуток, равный 1/2 кегля
Пункт (от лат.punctum - точка). Типометрическая единица длины. Равен 0,376 мм.
Тонкая шпация Промежуток, равный 1/4 кегля.
Тренинг Изменение межбуквенного расстояния.
Третная шпация Промежуток, равный 1/3 кегля.
Формат набора большой: для кг. 6 - более 2,5 кв., для кг. 8 - более 3 кв.,
для кг. 9 и выше - более 3,5 кв.
малый: для кг. 6 - 2,5 кв. и менее, для кг. 8 - 3 кв. и менее,
для кг. 9 и выше - 3,5 кв. и менее.
Шпация (от лат. spatium- пространство, промежуток). Пробельный материал для образования пробелов в строке.

Основные правила набора и верстки

ПРОБЕЛЫ



Оптимальный размер междусловного пробела полукегельная


(В мировой практике активно применяется третная шпация, сохраняющая ритмичный перепад между ширинами букв и междусловными пробелами в латинских шрифтах, содержащих большое количество узких знаков (i, l, t). В кириллице, напротив, много широких знаков (д, м, ш). Результатом специального исследования большого числа экспертов, типографов-художников, психологов, врачей-окулистов из нескольких ВНИИ явилось утверждение, что третная шпация в качестве пробела при наборе текста на русском языке затрудняет чтение, нарушая гармоничное соотношение межбуквенных, междусловных пробелов и внутрибуквенных просветов.)
Недопустимость "коридоров" (пробелов, совпадающих по вертикали или косой линии в трех и более смежных строках). Такие "коридоры" должны быть устранены, как технический недостаток набора.

 

Допустимое увеличение междусловных пробелов (для книжных и журнальных изданий) при большом формате набора:
кг. 6-12 до 3/4 кг.; кг. 12 - до 1 кг.,
при малом формате набора:
кг. 6-12 до 1 1/4 кг; кг. 12 - до 1 1/2 кг.
Допустимое уменьшение междусловных пробелов в прозаическом тексте на 1/4 кегельной,
в стихотворном - до 1/4кегельной.
(Два последних правила не распространяются на неизменяемые при выключке пробелы.)

Междусловные пробелы

1) на стыке слов двух кеглей полукегельная большего кегля;
2) с выделениями разрядкой на стыке разрядки и основного текста, а также между словами, набранными разрядкой, увеличиваются на размер разрядки;
3) с выделениями прописными в книжном наборе на стыках прописного и строчного текста, а также в тексте, набранном прописными, увеличиваются на 2 п.;
4) между текстом и формулой, набранной в строку не менее полукегельной и не более кегельной;
5) между элементами экспликации, набранной в подбор полукегельная;
6) между цифрой и сокращением (в т. ч. между цифрой и обозначением единицы физической величины) полукегельная.


Неизменяемые при выключке междусловные пробелы

1) между номером (литерой) и следующим словом в перечне полукегельная;
2) между инициалами и между инициалом и фамилией полукегельная;
3) сокращения от чисел и слов, к ним относящихся полукегельная;
4) между частями составного сокращения полукегельная.

Межбуквенные пробелы

1) в строке, не имеющей пробелов, если она меньше формата набора допустимое увеличение в 1 пункт;
2) в строке с пробелами, которые при выключке требуется увеличить больше допустимого допустимое увеличение в 1 пункт;
3) в строке с пробелами, которые при выключке требуется уменьшить больше допустимого допустимое уменьшение в 1/2 пункта.

Абзацные отступы

1) одинаковость размера абзацного отступа (или обратного абзацного отступа) по всему изданию, для всех кеглей допустимое отклонение - 1 пункт;
2) абзацный отступ увеличивается для выравнивания по вертикали начальных букв текста нумерованных и подобных абзацев * увелич-ся на ширину 2-х звездочек;
** увелич-ся на ширину 1-й звездочки;
*** равен принятому для всего издания.

   Если часть абзаца переходит в другую колонку или на следующую полосу, не следует оставлять внизу, а также переносить одну строку. Строка, оставленная внизу полосы, называется "вдовой", а перенесенная - "сиротой". Избавиться от висячих строк можно при помощи трекинга или путем изменения междусловных пробелов.
   Полезно также помнить, что последние строки текста на каждой полосе при верстке должны быть выведены на одну линию (по всему изданию - желательно, на смежных страницах - обязательно).

Концевые строки
Минимальная длина текста концевой строки абзаца

1) при наборе с абзацным отступом длина текста не менее, чем в 1,5 раза больше абзацного отступа;
2) с обратным абзацным отступом длина текста не менее двух кегельных;
3) при наборе без абзацного отступа длина текста не менее двух кегельных.

Максимальная длина текста неполной концевой строки абзаца

1) при наборе с абзацным или обратным отступом концевой пробел не менее, чем 1 1/2 кг., или концевую строку делают полной;
2) при наборе без абзацного отступа концевая строка должна быть короче полной не менее чем на 1/2 кв. (24 п.)


Переносы
Не разбиваемые переносом неделимые слова и текстовые элементы

1) буквенные аббревиатуры, набираемые прописными буквами либо в сочетании с отдельными строчными или цифрами;
2) цифры одного числа;
3) порядковые числительные в виде сочетания цифр и падежного окончания.

Не отделяемые друг от друга переносом сочетания текстовых элементов

1) инициалы от фамилии или один инициал от другого;
2) части составных сокращений (и т. п., и т. д., т. е., с. х., ж. д., и др.);
3) диапазон значений в цифровой форме (5-10 кг);
4) сокращения, не употребляемые без слов, к которым они относятся, от этих слов (им. А. Блока);
5) числа в цифровой форме от полных или сокращенных названий, к ним относящихся (XX в.);
6) знаки №,§,%, ° и т. п. от цифр, к которым они относятся;
7) цифры или буквы с закрывающей скобкой (точкой) перед элементами перечня - от этих элементов;
8) однобуквенные (а, в, и, к, о, с, у) предлоги и союзы от следующего слова;
9) предлоги и союзы, которыми начинается предложение, от следующего слова (в книжных изданиях любые предлоги и союзы, во всех изданиях - однобуквенные);
10) открывающие скобки и кавычки от следующего слова, а закрывающие - от предшествующего;
11) знаки препинания от предшествующего слова (за исключением тире, начинающего прямую речь или обозначающего элемент перечня).

      Переносы нежелательны, если возникает возможность неверного прочтения, двусмысленных сочетаний, неблагозвучия оставленной или перенесенной части слова и т. п.       Не рекомендуется заканчивать переносом последнюю строку на полосе, если следующая полоса начинается иллюстрацией, таблицей, схемой, а также строку над иллюстрацией.
     Допустимое число переносов подряд в книжных изданиях - 4, в журнальных и газетных - 7, но практика показывает, что количество переносов более 3-4 подряд нежелательно.

Знаки
Знаки препинания  
1) !, ?, :, ;, ",",«,», . без отбивки;
2) ... (многоточие)
в середине и в конце фразы
в начале фразы

без отбивки;
без отбивки от последующего слова
3) - (тире) между словами
то же, с запятой или точкой после первого слова
между цифрами
в начале абзаца
2 п. от этих слов;

без отбивки от 1-го слова, 2 п. от 2-го;
без отбивки;
полукегельная от последующего текста.
Другие знаки  
1) °, ', '', ''', %,‰ (12° 5'; 15°C) без отбивки; последующие числа (со знаками), а также сокращенное обозначение температурной шкалы отбиваются на 2 п. (при выключке не меняется);
2) ( ), [ ], // (скобки) без отбивки открывающих от последующего слова, закрывающих - от предшествующего;
3) индексы, показатель степени (iAmb5) без отбивки от предшествующих и последующих элементов набора;
4) ±, х (знак кратности), -( знак отр. вел-ны) без отбивки от последующей цифры;
5) +, -, х, :, = (математические знаки) 2 п. от смежных символов и цифр;
6) №,§ полукегельная от последующей цифры (при выключке не меняется);
7) - ( дефис ) без отбивки с обеих сторон;
8) - ( знак переноса ) без отбивки от части слова;
9).... (отточие) кегельная между точками (при выключке желательно не менять);
10) *,1 - 2 п. от предшествующего слова, если оно не заканчивается кавычками;
- без отбивки от закрывающих кавычек;
- полукегельная от последующего слова в тексте сноски.

Цифры  
1) многозначное число из арабских цифр (38567632) отбивка 2 п. после каждой группы из трех цифр справа налево;
2) год (2001), номер после знака № и без него (3575а), дробь десятичная многозначная (0,67432) без разбивки на группы;
3) дробь простая - без отбивки от целого числа;
- без отбивки числителя и знаменателя от косой черты;
- 2 п. от целого числа при наборе дроби с горизонтальной чертой.

 

Hosted by uCoz