|
ГЛАВА 1 Мир компьютерных цифровых изображений
"Будущее — это не то, что было прежде." Хотя Йоги Берра, чью цитату мы здесь вставили, этот великий янки, никогда не пользовался Adobe Photoshop, его вышеприведенное известное изречение, пожалуй, один из наиболее подходящих способов для характерйстики постоянно меняющегося мира цифровых изображений. Не нужно заглядывать в слишком отдаленное прошлое, чтобы понаблюдать, как компьютерные цифровые изображения завоевали визуальный плацдарм: просто посмотрите вокруг — обложки журналов, рекламная печатная продукция, газеты, рекламные ролики по телевидению, фильмы, корпоративные презентации, CD-ROM-носители, сеть Internet и, конечно, книга, которую вы держите в руках. Можно смело ставить сто к одному, что большая часть этих изображений — вполне привычных или, напротив, фантастических — была создана, отретуширована, исправлена, увеличена и/или раскрашена на компьютере. Существует множество причин, по которым компьютер стал своего рода рабочей лошадкой для цифровых изображений. Вот лишь некоторые из них: часто более эффективно и экономически выгоднее создавать изображения на компьютере, нежели с использованием традиционных методов; также легче становится улучшать цифровые изображения и компоновать их с текстами или другими информационными средствами; кроме того, компьютер обеспечивает новые выходы для изображений на другие информационные средства, CD-ROM, например. Во многих случаях техника создания изображений в новых электронных информационных средствах не может быть заменена традиционными способами, поскольку традиционной техники сейчас попросту не существует — есть только цифровые компьютерные способы создания изображений; наконец, многие художники просто счастливы от возможности создавать изображения на компьютере, в лице которого они обретают мощный инструмент и вдохновляющий их набор всевозможных средств для создания волшебных художественных образов. Если вы не знакомы с огромным количеством способов применения цифровых изображений, приготовьтесь к тому, что сейчас ваша челюсть отпадет. В этой главе содержится короткий ознакомительный рассказ, с тем чтобы ввести вас в курс дела и подготовить к восприятию дальнейшей информации. В следующих главах рассказывается, как создаются цифровые изображения и как вы можете работать с ними на своем собственном компьютере.
Как создаются цифровые изображения Перед тем как начать это путешествие, целью которого является создание цифрового изображения, давайте дадим определение, что такое цифровое изображение. Цифровым может быть названо изображение, созданное на пустом месте, с нуля, с использованием компьютерной программы. Это также может быть любое изображение (например, слайд или фотография), преобразованное в электронную информацию для того, чтобы просматривать, редактировать и управлять им на экране компьютера. Как создается цифровое изображение? Хотя некоторые компьютерные программы, позволяющие создавать цифровые изображения, достаточно сложные, другие могут быть ясными и понятными, состязаясь в удобстве пользования с традиционными подходами. Например, многие программы для обработки изображений, такие как Fractal Design Painter, позволяют пользователю выбирать нужные ему электронные кисть, цвет и краску. Когда вы просто перемещаете курсор мыши или электронное перо (stylos) по экрану, "щелкаете" кнопкой в нужном месте — voila! — цифровой мазок появляется на электронном "холсте" программы почти так же, как если бы он был сделан на настоящем холсте живописца. Иногда конечный результат неотличим от традиционной живописи. Если вы не верите в то, что компьютерная "живопись" может быть похожа на творения, созданные рукой живого художника, посмотрите на рис. 1-1. Художница Челси Саммел из Холлистера, Калифорния, использовала программу Fractal Design Painter для создания этих маков. С электронным пером в руке Челси сначала сделала набросок, используя электронный аналог цветных карандашей в программе Painter. Затем она добавила цвет, используя кисть, имитирующую постельные мелки, и затем воду (компьютерную, разумеется) для "смешивания" цветов вместе. Когда изображение было закончено, Челси сохранила его на диске. (Основы компьютерного цвета вам будут преподаны в главе 3, и вы исследуете особенности компьютерных программ обработки изображений в главе 10.) Маки. Изображение, созданное Челси Саммел при помощи Fractal Design Painter. Рис. 1-1.
Оцифровывание изображений Большинство цифровых изображений отнюдь не рождаются на девственно чистом электронном холсте художника. Они сначала поступают в компьютер при помощи сканера или цифрового фотоаппарата. С помощью сканера можно сканировать слайд, диапозитив, фотографию и преобразовать изображение в цифровые данные почти так же, как копировальная машина воспроизводит изображение. Многие планшетные сканеры даже напоминают последние по внешнему виду. Вы поднимаете крышку, помещаете фотографию лицевой стороной вниз на стеклянную поверхность и закрываете крышку. На экране компьютера вы при помощи мыши нажимаете кнопку Scan. Через минуту или чуть больше изображение появляется на экране компьютера вместо бумаги. (Вы узнаете о различных типах сканеров в главе 2 и научитесь сканировать в главе 7.) Сканирование — первичный, исходный способ, используемый программно-техническими фирмами при создании своего продукта перед выводом его на CD-ROM. Процесс оцифровывания изображения посредством цифрового фотоаппарата даже более прост, чем сканирование. Оператор просто направляет аппарат и нажимает спуск. Изображение мгновенно оцифровывается, часто — сразу на мини-винчестер внутри фотоаппарата. Вам не нужно покупать и проявлять пленку — ее просто нет. Вместо вывода изображения на слайды или печати фотографий оно загружается в компьютер по кабельной или телефонной линии. Когда изображение появляется на экране компьютера, вы можете изменять его цвета, ретушировать, крутить-вертеть, изгибать, искажать для создания специальных эффектов в программах-редакторах изображений Adobe Photoshop, HSC Live Picture, Micrografx Picture Publisher или Fauve Xres.
Коммерческое использование цифровых компьютерных изображений Метод сканирования изображения, а затем цветокоррекция и ретуширование его наиболее часто используются в печатной компьютерной продукции, в первую очередь при создании рекламных объявлений и обложек журналов. И неважно, насколько красива модель с обложки, компьютер может отбелить ее зубы, убрать морщинки и добавить блеск в глазах. На самом деле компьютер используется практически во всех печатных рекламных проспектах и иллюстрациях для "исправления" моделей, убирает все недостатки и дефекты, корректирует цвета. Часто компьютерные художники также добавляют специальные эффекты к фотографиям в журналах и рекламным объявлениям просто для того, чтобы "добавить перцу" в них и привлечь внимание.
Цифровые изображения в печатной продукции Удачные компьютерные художественные работы привлекают внимание, часто заставляя зрителя прочитать непосредственно статью или рекламный текст, приобрести журнал или даже "передохнуть" с каким-нибудь "Kit-Kat" или пакетиком "Doritos". Рис. 1-2 и разнообразные его версии появлялись в магазинах, а также на рекламных стендах, брелках и других рекламных материалах. Для создания этого плаката для корпорации "Пепси" в Далласе художник Джей Дабл-ю Бэрки оцифровал изображение баскетбольного игрока, продуктов Doritos и Mountain Dew. Он использовал Photoshop для компилирования изображений вместе и преобразования цветных картинок в черно-белое изображение. После преобразования изображения в черно-белое он выбирает опцию Dither (размыть) из редактора Photoshop для создания эффекта "точечного" изображения. Затем он загрузил черно-белый вариант Fractal Design Painter. Используя инструмент Airbrush, он раскрасил изображение, создавая одновременно неоновый эффект свечения. Реклама для Pepsi Corporation Джея Бэрки. Рис. 1-2.
Многие плакаты, объявления и другие рекламные материалы также создаются при помощи программ для обработки изображения. Изображения, которые ранее создавались бы несколько дней, потом улучшались и раскрашивались вручную, могут быть созданы в мгновение ока при помощи таких программных продуктов, как Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и, конечно же, CorelDRAW. Рис. 1-3 демонстрирует изображение с рекламной брошюры, доставлявшейся в почтовые ящики и созданной художником Робом Магейрой из Солт-Лейк-Сити для рекламной кампании фирмы, занимающейся установкой электронных компьютерных сетей Sprint ISDN. Роб использовал инструмент Pen из редактора Freehand для рисования изображения, затем применил опции расширенного заполнения и раскрашивания для финальной доводки картинки. (Глава 10 предлагает обзор программ обработки изображения и рассказывает об основах их использования.) Используя компьютер, компьютерные дизайнеры могут также "смешивать" привычные или же необычные изображения для получения вызывающего, завлекающего, а иногда юмористического эффекта. Например, журнал Sports Illustrated for Kids и его художник Ник Клейнберг часто обращаются к своему компьютеру фирмы Macintosh для создания эксцентричных обложек, которые иногда граничат с сюрреализмом. Для создания обложки, приведенной на рис. 1-4, были сделаны фотографии животных-спортсменов" и, разумеется отдельно, хоккейные свитера, коньки, шлемы и медали, как полагается. Все эти фотографии были затем оцифрованы с использованием сканера. Сканированные изображения одежды и экипировки затем были смасштабированы в Adobe Рекламный материал для Sprint Corp. Роба Магейры. Рис. 1-3.
Photoshop. Используя только малую часть из фантастического набора электронных инструментов Photoshop, Ник экипировал нескольких домашних животных снаряжением их хозяев. Представляете, скольких трудов стоило бы одеть поросенка в хоккейный свитер и поставить его на коньки без использования компьютера! Обложка Sports Illustrated for Kids Ника Клейнберга. Фотографии — Джеффри Лоува, Филипа Сэлстон-толла и Кевина Хорана. Рис. 1-4.
Изображение, созданное Джеем Бэрки для журнала СЮ.
Рис. 1-5. Компьютерные "штучки" также ясно просматриваются на рис. 1-5. Эта умная картинка была создана уже известным нам Джеем Дабл-ю Бэрки с целью проиллюстрировать статью для журнала CIO (Corporation Information Office). Она образно передает концепцию идеи деловых взаимоотношений между отелями и компаниями с использованием компьютеров. Для создания этого изображения Джей сфотографировал руки, два здания и два монитора. При помощи Photoshop он поместил руки в мониторы и растянул реальное изображение зданий, поместив мониторы в здания. Рис. 1-6 демонстрирует еще один обращающий на себя внимание и изобретательный образец компьютерного творчества, использованного для иллюстрации печатного слова. Предметом, о котором идет речь, является небезызвестная World Wide Web — совокупность компьютеров, "связанных" между собой посредством сети Internet. Рисунок полностью создан в Adobe Illustrator художником из Сан-Франциско Стивеном Лайонсом для раздела "Технологии" журнала Wall Street Journal.
Изображение, созданное Стивеном Лайонсом для Wall Street Journal. Puc. 1-6.
Изображение, созданное Алеханд-ро Арки и Мирко Иликом для журнала Worth. Рис. 1-7. Статическое расположение компьютерных иллюстраций также способно притягивать внимание читателей. Рис. 1-7 помог проиллюстрировать статью в журнале Worth, описывающую слепую погоню за наживой и стремление сделать деньги любым способом на волне всеобщей маниакальной страсти к развлечениям с элементами виртуальной реальности. Для создания этой иллюстрации художники Алехандро Арки и Мирко Илик из дизайнерской фирмы Oko & Мало использовали Adobe Photoshop, чтобы поместить Джорджа Вашингтона в XXI век. Трехмерный эффект достигнут при помощи компьютера Silicon Graphics Indigo и пакета Microsoft Softlmage. (Дополнительную информацию о компьютерах Silicon Graphics см. в главе 2.) Если вы внимательно взглянете на рис. 1-7, то сможете различить множество крошечных изображений Джорджжа Вашингтона, свободно помещенные на заднем плане с портативными долларовыми бумажками. (Популярные программы трехмерного моделирования, такие как Softlmage и Alias Animator Pro, разработанные для мини-компьютеров Silicon Graphics, освещаются в главе 11. В ней также описываются программы для работы с трехмерной графикой для Macintosh и PC.)
Анимация цифровых изображений Хотя трехмерные программы, такие как Microsoft Softlmage или Alias Animator Pro, часто используются для производства иллюстраций и рекламной продукции, они также стали основной опорой в мире анимации. Алехандро и Мирко использовали Softlmage для создания корпоративной анимационной презентации для сетей Sony Electronics. Рис. 1-8 представляет собой шоссе с трехмерными грузовиками, "составленными" из единиц и нулей. Когда Алехандро и Мирко сконструировали модели, они нарисовали дорогу, по которой должны были двигаться грузовики. После создания дороги они "оживили" при помощи Softlmage столбики вдоль нее. Таким образом, вместо того чтобы заниматься трудоемким созданием каждого отдельного кадра анимации, художникам, по сути, нужно было всего лишь создать конечные кадры. Рис. 1-8Ь демонстрирует другую сцену в анимационном ряду. Это трехмерный подъемный кран, оригинально замаскированный под компьютерный чип, поднимающий один из грузовиков. После завершения работы над этой анимацией она была передана на оптическом диске в отдел производства продукции для передачи изображения на видео. (Оптические диски описываются в главе 2.) Использование анимационных роликов, созданных на компьютере, не исчерпывается корпоративными презентациями-заставками. Производящие компьютерную анимацию компании, такие как R.Greenberg Associates и George Lucas' Industrial Light and Magic, создают специальные эффекты на компьютере и переносят их на кинопленку. Фильмы, подобные "Маске" (The Mask), "Тени" (The Shadow) и "Форресту Гампу" (Forrest Gump), включают в себя великолепные
Изображение для Sony Electronics. Рис. 1-8ab.
Изображение, созданное компанией А В С Television Photo Dept (© 1994, Capital Cities/A ВС, Inc.). Puc. 1-10. Йорка, The Center for Advanced Whimsey, изначально произвела на свет "The Dazzeloids" в Macromedia Freehand в уже упоминавшемся редакторе Fractal Design Painter. (В главе 16 вы узнаете о том, как Родни и другие художники, работающие с мультимедиа, создают интерактивные развлекательные и образовательные CD-ROM, используя анимацию и авторизованный инструментарий программного обеспечения типа Macromedia Director, Adobe Premiere, Macromedia Authorware. В главе 16 также рассказывается о том, как компании используют программное обеспечение мультимедиа для производства собственных корпоративных презентаций-заставок.) Рис. 1-10 демонстрирует фрагмент экрана с CD-ROM The Stand, созданного АВС Television при помощи Macromedia Director, Adobe Photoshop и Adobe Premiere. Разосланный в газеты по всей стране этот CD-ROM позволил авторам и сценаристам развлекательных программ быстро просматривать в виде клипов последние серии ночных "мыльных опер", а также интервью и резюме последних событий сериалов прошедшего дня. При разработке цифровых клипов из телесериалов АВС перекачала видеофильм на компьютер для создания в нем файлов фильмов формата QuickTime (QuickTime-клипы описываются в главе 16). Используя Macromedia Director, создатели данного CD-ROM запрограммировали кнопки, которые пользователь "нажимает" при помощи мыши для выбора различных клипов. В CD-ROM вошли также цифровые фотографии для авторов для последующего их импортирования в случае необходимости в собственные настольные издательские системы в целях публикации. Несмотря на стоимость разработки и выпуска CD-ROM, АВС считает, что их производство — это чрезвычайно эффективный способ передачи информации в прессу.
Цифровые изображения CAD/CAM Последней остановкой в нашем кратком путешествии будут цифровые изображения, которые редко демонстрируются (если вообще демонстрируются) широкой аудитории. Многие архитекторы и дизайнеры пользуются компьютером для построения поэтажных планов зданий с указанием толщины стен, расположения оконных и дверных проемов и назначения помещений, калек и трехмер-
Разрез поэтажного плана для ювелирного бутика фирмы Cartier, созданный Рэймондом Маст-робуни. Рис. 1-11. ных моделей архитектурных объектов, которые еще не существуют. Используя программы типа AutoDesk, AutoCAD, архитекторы могут проектировать здания и даже прогнозировать бюджет строительства. CAD (computer-aided design) — системы автоматизированного проектирования, используются для построения поэтажных планов зданий и моделирования. Рис. 1-11 демонстрирует такой план ювелирного бутика Cartier, созданного Рэймондом Мастробуни, вице-президентом компании Visual Merchandisign and Store Planning. Используя AutoCAD, Рэй справедливо полагает, что может изменить по-этажный план, и отображает на экране его более эффективно, нежели делал это до того, как стал пользоваться компьютером. AutoCAD даже позволил ему не выйти за рамки допустимого бюджета элементов перепланировки. (Программы автоматизированного проектирования CAD/CAM описываются в главе 4, где вы также узнаете о том, как программы виртуальной реальности дают возможность пользователю "проходить" через имитируемое компьютером пространство.)
Другие сферы применения цифровых изображений Область использования цифровых изображений все расширяется и расширяется. Трехмерные компьютерные программы используются для воспроизведения анимационных версий совершения преступления, чтобы проиллюстрировать аргументацию защиты и обвинения. Корпоративные презентации, которые когда-то создавались несколько дней, теперь воплощаются с нуля за несколько часов, благодаря использованию презентационного программного обеспечения типа Adobe Persuasion, Macromedia Action!, Microsoft PowerPoint (которое описывается в главе 16). Художники создают даже изображения, которые появляются как ориентиры для пользователей услуг модемной связи. Несомненно, с ростом возможностей компьютеров и их программного обеспечения будет возрастать значение цифровых изображений. Следующие главы этой книги подготовят вас к будущему, неважно, что "день грядущий нам готовит", — вы можете поспорить, что будущее в любом случае "не то, что было прежде".
|